Масляные лаки

Технологии применения - О лакокрасочных материалах

масляные лаки

Пользуются самым обширным и разнообразным применением, поэтому и ассортимент их весьма многочислен. Материалами для производства масляных лаков служат льняное масло, скипидар и различные сорта копалов. Льняное масло идёт в виде олифы, которую заготовляют ранее. Скипидар употребляется только высокой очистки, обыкновенно для лакового дела берут скипидары франц. и американский, получаемые при производстве канифоли. Из копалов — самого важного материала — пользуются особым предпочтением все сорта копала-каури, копала-манилла, занзибар, ангола, сиерра-леона и копал вестиндский (хрустальный). От выбора всех поименованных материалов зависят качества и достоинства масляных Л. Производство масляных Л. более сложно, чем спиртовых и скипидарных; кроме того, здесь требуется особенный навык, опыт и тщательное наблюдение. Всё производство состоит из следующих операций:

Лаковая олифа приготовляется из сухого, отстойного льняного масла; масло подогревается до температуры 260 °C в особом медном открытом котле на голом огне и во время варки олифы в него прибавляют немного свинцового сахара и борно-кислого марганца. Сваренная олифа должна на пробном стекле высыхать в течение 18 часов, не давать отлипи и представлять собой прозрачную бесцветную, блестящую и эластичную плёнку. Такая олифа является не только растворителем копалов, но сама служит главным составным элементом лаковой оболочки. Линоксеин олифы, соединяясь с копалами, уничтожает их хрупкость, даёт эластичность лаковой плёнке и служит важным условием прочности и устойчивости масляной лакировки. Лаковая олифа заготовляется в запас, сохраняется в отстойных резервуарах и только в чистом, отстоянном виде идёт для приготовления лака.

Сортировка копалов играет также важную роль в производстве. Торговые их сорта получаются в кусках различной величины, различной степени прозрачности и цвета и даже различной твёрдости. При сортировке отбираются куски, однородные по цвету, чистоте, величине и твёрдости, и каждый сорт в отдельности служит для приготовления особого сорта или № Л. Дробление копалов производится помощью ручной машинки, употребляемой для колки сахара; при известном навыке один человек в день может надробить около 6 пудов копала.

Отсортированный, дроблёный копал поступает в плавку и затем в варку Л. Большинство масляных Л. производится из смешения нескольких сортов копала. Подбор и относительная пропорция их для приготовления известн. сорта или, как говорят, специальности Л. и составляет обыкновенно секрет заводов. Комбинации смешений, ввиду огромного выбора копалов и др. смол, бесчисленны, и всякий завод имеет свои приёмы и рецепты. Различные копалы имеют различную твёрдость, а следовательно, и различную температуру плавления. Есть копалы, как занзибар, сиерра-леона и др., плавящиеся выше 400 °C, поэтому при плавлении следует соблюдать такой порядок, чтобы в плавильные котлы засыпалась раньше порция тугоплавкого копала и после её расплавления прибавлялись требуемые по рецептам более легкоплавкие копалы и др. смолы. Эта предосторожность уменьшает пригорание смол и даёт болеесветлые оттенки Л., но на практике почтивсегда мастера смешивают сразу дробленыекопалы и смесь подвергают одновременнойплавке. Плавка и варка представляют собой самые сложные и трудные операции в производстве Л. При плавлении копалов происходит обильное выделение летучих продуктов, легко воспламеняемых, поэтому устройство лаковарных очагов требует специальных приспособлений. Плавка копалов и варка Л. на крупных заводах производятся в больших медных котлах ёмкостью в 30—40 вёдер (370-490 литров), помещаемых на очагах, устроенных в полу лаковарни. Над котлом находится воронкообразный железный колпак, с тягой, для отвода летучих продуктов. Котёл снабжён цепью, посредствомкоторой, с помощью установленного вблизи крана, он во всякое время может быть снятс очага. Во всё время плавки, начало которой определяется появлением тяжёлых паров и газов в виде дыма, копал перемешивается железной мешалкой.

По окончании плавки, что узнаётся по прекращению выделения дыма, котёл снимают с очага, и в расплавленный копал, при постоянном перемешивании, вливают по частям определённую порцию олифы, предварительно подогретой до 250 °C; затем котёл опять устанавливают на очаг и начинают варку. Эта операция требует особенного знания и опыта. Всё достоинство Л. зависит от определения конца его варки. Л. недоваренный или переваренный бракуется. Конец варки определяется постоянными пробами варимого Л. Пробы эти производятся помощью стекляннойпалочки, которой варимый Л. берут каплями на плоское стекло, и по цвету, густоте и липкости этих капель узнают окончание варки.

Сваренный Л. снимают с очага и дают остыть до 200 °C По достижения этой температуры начинают, при постоянном перемешивании, приливать по частям заранее отвешенную порцию скипидара, причём котёл помещают под колпаком с тягой, так как разбавка Л. скипидаром сопровождается сильным выделением паров и газов. Затем Л. дают остыть и остывший, готовый лак сливают в отстойные резервуары.

На малых заводах, а некоторые Л. и на заводах крупных варят в медных котелках меньшего размера, ёмкость которых не превосходит 4—5 вёдер (50-60 литров). Для таких котелков (ручных) устраиваются особые очаги и самые котелки имеют специальную конструкцию со шлемом, отводящим газы в вытяжную трубу, и отверстием, через которое помощью мешалки производится постоянное перемешивание содержимого котелка. Плавка и варка производятся точно так же, как и в больших котлах.

Классическим рецептом масляного Л. считается следующий: 14 ч. копала, 43 ч. олифы и 25 ч. скипидара. При этом, однако, следует заметить, что всю суть лакового производства составляют выбор и пропорция копалов, особенности приготовления олифы и способ плавления копалов и варки Л. Отстаивание масляных Л. производится в особых отстойных отделениях, где помещаются соответствующие резервуары. Отстойное отделение должно иметь температуру не ниже 20° Р (25 °C) и быть свободно от сырости. Резервуары делаются из котельного железа вместимостью от 50 до 100 пд. (820-1640 Кг.) Л. Для каждого сорта Л. должно иметь, по крайней мере, два резервуара, так как отстаивание продолжается не менее 6-ти месяцев. Отстоявшийся Л. переливается и запаивается в жестяные галлоны, вмещающие от 5 фн.(2 Кг.) до 1 пд. (16 Кг.) Л., в которых Л. и поступают в продажу. Масляные Л. подразделяются на экипажные, малярные и специальные. Между экипажными Л. отличают: Л. подготовительный — для подготовки поверхности под окраску, Л. под № 2 и 3 — для первых слоевлакировки по окраске под шлифовку и Л. № 1 и № 0 — для последних слоёв лакировки экипажей. Из Л. малярных отметим Л. половые, которых бывает несколько номеров, по цвету и качеству. Они отличаются особенной твёрдостью плёнки и идут для лакировки крашеных полов. Л. малярные копаловые, копало-янтарные — тоже по несколько номеров — предназначаются вообще для лакировки по дереву и по всякой окраске, если требуется блеск и если поверхность подвержена влияниям наружной атмосферы. Из лаков специальных имеют большое значение различные сорта Л.: кожевенных, клеёночных, обойных, жестяных, чёрных японских и пр.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Всё про покраску:

News image

Фактурные краски для отделки фасадов. Структурные краски

Все фасадные краски ответственны за декоративный вид фасада. При этом существуют специальные материалы, с помощью которых можно создать особую струк...

News image

Латексная краска

Структурные обои под окраску лучше всего обрабатывать водоразбавимыми красками на латексной основе. Также латексные краски подходят для внутренних р...

News image

Светящаяся краска

Люминофоры – это химические соединения, которые светятся, оставаясь при этом холодными. Неорганические люминофоры состоят из фосфатов, оксидов, с...

Терминология ЛКМ:

Краски,лаки Украины

News image

С наступлением весны начинается «горячая пора» для многих производителей и торговцев лакокрасочными материалами. В пре...

Готовые к применению лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки

News image

Под лакокрасочным материалом специалисты подразумевают композицию, которая, будучи нанесена на поверхность окрашиваемо...

Какими индексами обозначаются вяжущие компоненты в составах отечественных ЛКМ?

News image

Вяжущие основы, входящие в состав краски, обозначают индекс из двух букв. Всего в настоящее время известно (и обознача...

Авторизация

Реклама*

Краски:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Эмали:

News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Советы по использованию лк-материалов:

Нанесение перламутра кистью и распылением

News image

Бетонные и гипсокартонные поверхности можно эффектно украсить, применяя перламутровую краску и чередуя инструменты в ход...

Краски: красота либо польза?

News image

Краски, предназначенные для наружных работ Чтобы покрасить стены дома, вам потребуются фасадные краски. Они будут отлич...

Окрашиваем систему отопления

News image

Наверняка у вас были случаи, когда в летнее время вы красили вашу систему отопления и спустя несколько месяцев белый ...

Выбираем тип краски

News image

Секрет долговечности краски кроется в компонентах, при помощи которых её изготовили. И не все производители красок раскр...

Какие краски сегодня применяют в ремонте

News image

Начнем с того, что на рынке существует несколько видов красок, под каждые задачи – определенный состав, текстура. В ...

От чего должна защищать фасадная краска?

News image

Специалисты смогли установить некоторое количество факторов, которые оказывают воздействие на покрытия, используемые...